Сомнительные банковские операции. Действия, способные привести к блокировке счетов.

ЦБ РФ взялся за разъяснения по критериям сомнительности проводимых банковских операций.

Ряд документов авторства Банка России разъясняет общие принципы и называет конкретные действия клиентов (юр.лиц и ИП), которые в обязательном порядке должны привлечь внимание работников кредитных организаций:
1) рекомендации от 21 июля 2017 года № 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";
2) рекомендации от 21 июля 2017 года № 19-МР "О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт";
3) положение от 09 июня 2012 года N 382-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств";
4) письмо от 31 декабря 2014 года N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Как видим, сразу две рекомендации выпущены ЦБ РФ 21 июля 2017 года, и обе они разъясняют, каким путём кредитные организации должны выявлять лиц, чьи операции по счетам направлены на уклонение от налоговых обязательств, отмывание незаконных доходов и прочие сомнительные цели.

ЦБ устанавливает ряд критериев, с помощью которых работники кредитных организаций могут сделать вывод о совершении сомнительных операций по счёту:
1) незначительный размер налогов. Таковым считается налог в размере 0,9% (возможна погрешность) от дебетового оборота по счёту. Впрочем, как отдельно отмечает Банк, этот показатель не может быть единственным основанием для признания совершаемых владельцем счёта операций сомнительными.
2) отсутствуют выплаты со счёта заработной платы сотрудникам, равно как и отчисления НДФЛ, а также страховых взносов.
3) в случае наличия вышеуказанных отчислений и выплат, их размер не соответствует количеству работников организации, либо позволяет сделать вывод о занижении фактически существующей зарплаты.
4) фонд ЗП ниже прожиточного минимума.
5) выплаты по НДФЛ производятся, а по страховым взносам – нет.
6) остаток на счёте равен нулю либо составляет незначительные суммы.
7) выплаты по счёту никоим образом не относятся к тратам, стандартным для видов деятельности клиента.
8) не имеется связи между основаниями прихода денежных средств и последующего списания.
9) фиксируется резкое повышение оборотов денег по счёту.
10) по счёту отсутствуют списания на ведение хоз. деятельности.
11) зачисления от контрагентов производятся с выделением НДС, и почти в 100% объёме направляются владельцем счёта в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым данным налогом.

Стоит иметь ввиду, что указанными рекомендациями определена обязанность кредитных учреждений иметь в своём распоряжении сведения, идентифицирующие устройство, с которого владелец счёта получает доступ к ПО в целях перевода денежных средств (IP-, MAC-адрес, номер SIM, номер телефона, иные данные).

Если приведённые в предыдущем абзаце сведения совпадают с данными сомнительных клиентов, под проверку могут попасть и бухгалтерские организации, обслуживающие общих клиентов. В подобных ситуациях банк имеет право отказать проводить операции по счёту.

Кроме того, ЦБ установил критерии, руководствуясь которыми кредитная организация может сделать вывод о возможной противозаконной деятельности клиента (по всей видимости, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путём, финансированием терроризма и т.д.)

К таковым показателям при использовании клиентом расчётных карт относятся:
1) размер получаемых за неделю наличных средств равняется или превышает 30% от оборота по счетам клиента.
2) с момента регистрации юр.лица прошло меньше 2 лет.
3) операции с финансами связаны с такой деятельностью клиента, которая не влечёт за собой обязанности по начислению налога (а если влечёт, то в минимальном объёме).
4) денежные средства поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся транзитные операции.
5) поступление переводов от контрагента осуществляется с одномоментными переводами денег от того же лица (контрагента) иным клиентам.
6) размер поступлений на счёт в основном не превышает 600 000 рублей.
7) снятие денежных средств со счёта происходит регулярно, чаще всего каждый день или не позднее 3-5 суток с момента их поступления.
8) снятие денежных средств со счёта происходит чаще всего суммами, не превышающими 600 000 рублей (или иного размера лимита, установленного конкретной кредитной организацией).
9) снятие денежных средств со счёта производится в конце операционного дня с последующим снятием в начале следующего банковского дня.
10) на одного и того же клиента оформлено несколько корпоративных карт в основном для получения наличных.

В качестве рекомендации ЦБ указал на необходимость как минимум еженедельного мониторинга осуществляемых клиентами операций, в т.ч. в части отношения объёма получаемых наличных к размеру оборотов по счетам. По итогам мониторинга рекомендовано направление полученных сведений в соответствующие органы с указанием обнаруженных критериев, свидетельствующих о нестандартности сделок.
Вернуться к списку