Переход на новый план счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций с 1 января 2018 года

20 Апреля 2016

До передачи Банку России указанных функций, регулирование деятельности некредитных финансовых организаций (профессиональных участников рынка ценных бумаг) осуществляла Финансовая служба по финансовым ранкам (ФСФР) и Федеральная служба страхового надзора (в части деятельности страховых организаций), а регламентация правил ведения бухгалтерского учета осуществлялась Министерством финансов РФ. 

В рамках исполнения Банком России новых для себя функций разработан ряд новых нормативных актов в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Актуальный перечень указанных документов с пометками об их текущем статусе размещен на официальном сайте Банка России. 

До назначения Банка России мегарегулятором финансового рынка, им осуществлялась регламентация порядка ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Таким образом, абсолютно логичным представлялось при разработке учетных правил для некредитных финансовых организаций использование Банком России уже накопившегося опыта построения бухгалтерского учета в банках и действующей для них нормативной базы. По факту именно так и было сделано - для упрощения работы по консолидации информации по всем участникам финансового рынка Банк России в новых нормативных документах для некредитных организаций преимущественно использовал учетную модель кредитных организаций. 

Во многом новые отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету для некредитных организаций идентичны соответствующим Положениям, распространяемых на кредитные организации. Однако, новые нормативные документы для некредитных финансовых организаций имеют ряд значительных новаторств, обусловленных внедрением в практику бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Международных стандартов финансовой отчетности. Отныне некредитные финансовые организации при ведении нового бухгалтерского учета и составлении отчетности по вопросам, не урегулированных нормативными актами Банка России, должны будут руководствоваться текстом Международных стандартов финансовой отчетности. Именно такая приписка содержится в Отраслевых стандартах бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, утвержденных Банком России. 

Если задавать вопрос об объеме изменений, которые вносит Банк России в порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности некредитными финансовыми организациями (далее – НФО), то кратко следует определить следующий масштаб нововведений: 
1. План счетов НФО и отраслевые стандарты учета для НФО основаны на прямом применении Международных стандартов финансовой отчетности. Одним словом, НФО обязаны обеспечить не только составление отчетности в соответствии с МСФО, но и организовать особенный, так называемый международный учет. На сегодняшний день аналоги такого учета в российской практике абсолютно отсутствуют. 

2. План счетов НФО (Положение 486-П) в значительной мере похож на План счетов для кредитный организаций (Положение 385-П) (схожие разделы, похожая нумерация балансовых счетов), но естественно, он имеет специальные отличия, призванные обеспечить детальный учет операций, характерных для разного рода НФО (страховые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и др.). Для наиболее яркой, но довольно простой оценки масштаба новых изменений на уровне только плана счетов, мы можем сопоставить объем текста Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н и Положения Банка России от 2 сентября 2015 г. N 486-П. Новый нормативный документ объемнее своего предшественника в 3,5 раза! 

3. Значительно повышаются требования к ведению аналитического учета активов, обязательств и операций НФО. Например, на основе формы Отчета о финансовых результатов требования к раскрытию информации о составе доходов и расходов для Страховых организаций и Негосударственных пенсионных фондов повышаются с уровня 2-х страниц действующей основной формы №0710002 (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н) до уровня более 100 страниц символов Отчета о финансовых результатах (Положение Банка России от 02.09.2015 N 487-П). Требования к раскрытию (детализации) информации касаются практически всех объектов учета. И если раньше уровень детализации применялся к бухгалтерскому учету, то теперь детализация информации является предметом бухгалтерской отчетности, а значит объектом постоянного наблюдения и контроля со стороны Банка России. 

Даже по предварительной оценке можно понять, что объем изменений в бухгалтерском учете НФО может считаться революционным. Соответственно некредитным финансовым организациям в вопросе разработки методологии ведения нового учета (не имеющего аналога) придется особенно потрудиться. Помимо методологических проблем некредитным финансовым организациям предстоит решить еще один серьезный вопрос – вопрос автоматизации. К сожалению, на сегодняшний день, каких-либо серьезных предложений или готовых решений от компаний-разработчиков не поступает. А значит, ни методологи, ни разработчики программного обеспечения не смогут решить проблемы перехода на новый учет порознь. Работа должна обязательно проходить в тесном симбиозе методологов, аналитиков и программистов. 

Первоначально планировалось, что некредитные организации перейдут на новые учетные требования с 1 января 2017 года. Однако в декабре 2015 года Банк России проинформировал профессиональное сообщество о переносе начала применения нового плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на 1 января 2018 года. По мнению Банка России перенос начала применения нового Плана счетов предоставит НФО возможность своевременной и детальной проработки методологических и технических аспектов внедрения новых учетных правил. При этом некредитным финансовым организациям предписано в течение 2017 года одновременно составлять два вида отчетности: в соответствии с правилами Министерства финансов РФ и в соответствии с новыми правилами Банка России, что обеспечит сопоставимость данных в отчетности за 2018 год. Как видим, Банк России понимает всю серьёзность и сложность проблемы перехода НФО на новые учетные правила. Сроки начала применения новых нормативных документов перенесены. Но время идет и «играет» оно не в пользу НФО. Проблемы по переходу на новый учет существуют, и решать их за руководителей и бухгалтеров НФО никто не будет. 


ВЕКТОР Право предлагает следующие услуги:: 

1. Разработка текста Учетной политики в соответствии с требованиями Банка России с учетом особенностей и масштаба деятельности организации. 
2. Составление таблицы соответствия балансовых счетов Плана счетов МинФина РФ (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) и Банка России (Положение от 02.09.2015 N 486-П). 
3. Разработка системы нумерации новых лицевых счетов по двадцатизначному принципу. 
4. Разработка алгоритмов расчета и оценки активов и обязательств по дисконтированной стоимости. 
5. Разработка методик определения справедливой стоимости имущества, включая ценные бумаги, а также критериев обесценения для активов, учитываемых по исторической стоимости. 
6. Разработка методики расчета отложенного налога на прибыль на основе балансового метода расчета с учетом требований Положения Банка России № 490-П от 04.09.2015 г. и МСФО (IAS)12. 
7. Предоставление рекомендаций по уровню аналитического учета и детализации информации для целей ее использования при составлении обязательной отчетности, включая символы Отчета о финансовых результатах. 
8. Составление методологических инструкций по переходу на новый план счетов и новые отраслевые стандарты бухгалтерского учета. 
9. Подготовка технических заданий на автоматизацию нового бухгалтерского учета на базе программы 1С. 
10. Разработка тестовых сценариев для проведения тестирования доработок программного обеспечения. 
11. Методологическая поддержка на всех стадиях перехода небанковских финансовых организаций на новый учет в соответствии с требованиями Банка России. 
12. Консультирование и обучение работников бухгалтерских служб, а также другого персонала по темам перехода на новый учет, новые правила составления бухгалтерской отчетности.

Вернуться к списку