Основные изменения в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2015 года

3 Октября 2014

В нижеприведенной таблице консолидированы основные изменения в НК РФ, которые затрагивают, как процесс ведения бизнеса, так и  моменты, связанные с количественным увеличением налогов на осуществление конкретного вида деятельности.

  1. Налогоплательщики, которые должны представлять налоговые декларации в электронной форме, должны будут обеспечить получение документов налоговых органов, которые будут направляться этими органами в адрес налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи ч/з оператора электронного документооборота.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Обязанность отсутствовала

Новый п. 5.1. ст. 23 НК РФ Лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

 

2. Налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

- требования о представлении документов;

- требования о представлении пояснений;

- уведомления о вызове в налоговый орган

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи. Направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Обязанность отсутствовала.

П 3. ст.76 НК РФ Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

П.3. ст. 76 НК РФ Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

П. 3.1. ст.76 НК РФ  Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

2) при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

 

  1. Налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС в следующих случаях:

- если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

 П. 8.1. ст. 88 НК РФ При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

П. 8.1.ст. 88 НК РФ При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

(п. 8.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

П. 8.2. ст. 88 НК РФ При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

 

4. 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов осуществлять осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:

- если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.1. ст. 92 НК РФ Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

П.1.ст. 92 НК РФ Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 настоящего Кодекса, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

 

5. С 1 января 2015 г. согласно общему правилу проценты по долговым обязательствам любого вида будут признаваться доходом (расходом) исходя из фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). Если же долговое обязательство возникло в результате совершения контролируемых сделок, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.1.ст.269 НК РФ. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 18.07.2011 N 235-ФЗ)

В целях настоящей статьи под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

П.1.ст.269 НК РФ. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

 

6. С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключаются понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы в существующем понимании станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований и обязательств. Обратим внимание, что согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ суммовые разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления Закона в силу. Таким образом, новые правила учета будут применяться к тем суммовым разницам, которые возникнут в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.11) ст.250 НК РФ в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

Положительной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств;

П.п.5) п. 1 ст.265 НКРФ расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

Отрицательной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств;

П.11) ст.250 НК РФ в виде положительной курсовой разницы, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Положительной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Положения настоящего пункта применяются в случае, если указанная дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно;

П.п.5) п.1 ст.265 НК РФ расходы в виде отрицательной курсовой разницы, за исключением отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Отрицательной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Положения настоящего подпункта применяются в случае, если указанная уценка или дооценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно;

 

7. С 1 января 2015 г. изменяются некоторые положения о госпошлине за подачу заявления об оспаривании нормативных правовых актов. Организации будут платить 4,5 тыс. руб. вместо 3 тыс. руб., а физлица - 300 руб. вместо 200 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.6) п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 3 000 рублей;

П.п.6) п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 300 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

для организаций - 4 500 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

 

8. С 1 января 2015 г. госпошлина за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением пп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физлиц увеличится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., а для организаций - с 15 тыс. до 22 тыс. руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.22) п.1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2010 N 41-ФЗ, от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

для физических лиц - 1 000 рублей;

для организаций - 15 000 рублей;

П.п.22) п.1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2010 N 41-ФЗ, от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

для физических лиц - 2 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

для организаций - 22 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

 

9. В отношении госрегистрации транспортных средств и иных регистрационных действий сумма госпошлины за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили с 1 января 2015 г. увеличена с 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. (абз. 2 пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за выдачу паспорта транспортного средства - с 500 до 800 руб. (абз. 4 пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.36) п. 1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных:

с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1 500 рублей;

с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1 000 рублей;

с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 500 рублей;

с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 300 рублей;

П.п.36) п. 1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных:

с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 2 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1 500 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 800 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 500 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

 

10. За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции размер госпошлины с 1 января 2015 г. составит не 3 тыс., а 5 тыс. руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.105) п.1 ст.333.33 НК РФ за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции - 3 000 рублей;

П.п.105) п.1 ст.333.33 НК РФ за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции - 5 000 рублей;

 

11. С 1 января 2015 г. увеличивается сумма сбора за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании (и внесении в него изменений): с 1,5 млн до 2 млн руб. (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.133) п.1 ст.333.33 НК РФ за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в соглашение о ценообразовании - 1 500 000 рублей;

П.п.133) п.1 ст.333.33 НК РФ за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в соглашение о ценообразовании - 2 000 000 рублей.

(пп. 133 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

 

12. Размер пошлины за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного), а также лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) с 1 января 2015 г. увеличивается с 6 млн руб. до 9,5 млн руб. (абз. 2, 3 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.п.94) п.1 ст.333.33 НК РФ за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) - 6 000 000 рублей;

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) - 6 000 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта, - 500 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции - 500 000 рублей;

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) - 500 000 рублей;

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции - 500 000 рублей;

предоставление лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 500 000 рублей;

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции - 500 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции - 500 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурированного этилового спирта) - 500 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции - 500 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции - 500 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

переоформление лицензии при реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности) - в размере, установленном настоящим подпунктом для предоставления соответствующего вида лицензии;

переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности - 2 000 рублей;

переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии - в размере 2 000 рублей;

продление срока действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) на срок, превышающий пять лет с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, - в размере, установленном настоящим подпунктом для предоставления соответствующего вида лицензии;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

продление срока действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) на срок, не превышающий пяти лет с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, - в размере, установленном настоящим подпунктом для переоформления лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его места нахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указанных в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

П.п.94) п.1 ст.333.33 НК РФ за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) - 9 500 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) - 9 500 000 рублей;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта, - 800 000 рублей;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции - 800 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) - 800 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции - 800 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 800 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции - 800 000 рублей;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции - 800 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурированного этилового спирта) - 800 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции - 800 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции - 800 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

переоформление лицензии при реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности) - в размере, установленном настоящим подпунктом для предоставления соответствующего вида лицензии;

переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности - 3 500 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии - в размере 3 500 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

продление срока действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) на срок, превышающий пять лет с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, - в размере, установленном настоящим подпунктом для предоставления соответствующего вида лицензии;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

продление срока действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) на срок, не превышающий пяти лет с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии, - в размере, установленном настоящим подпунктом для переоформления лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его места нахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указанных в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

 

13. Организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

С 1 января 2015 г. указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Такие же изменения внесены и в п. 4 ст.346.26 НК РФ, касающиеся плательщиков ЕНВД – с 1 января 2015 г. освобождение от уплаты налога на имущество не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Норма отсутствовала

Абзац первый пункта 2 статьи 346.11 НК РФ после слов "налога на имущество организаций" дополнить словами "(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)". Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ

 

14. С 1 января 2015 г. у налоговых органов появится возможность выдавать патенты, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований (абз. 4 п. 1 ст. 346.45 НК РФ, пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Для этого в субъекте РФ должен быть принят соответствующий закон.

Данные изменения не коснутся патентов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, развозную и разносную розничную торговлю. Они по-прежнему будут действовать в пределах субъекта РФ (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П1.ст.346.45 НК РФ  Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ)

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

П.1.ст.346.45 НК РФ Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ)

Патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ)

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ)

 

15. С 1 января 2015 г. дифференцированный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода может быть установлен для одного или нескольких муниципальных образований (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, с этого дня отменяется установленный в Налоговом кодексе РФ минимальный размер потенциального годового дохода предпринимателя. Напомним, что сейчас он составляет 100 тыс. руб. и подлежит ежегодной индексации (п. п. 7, 9 ст. 346.43 НК РФ). Такие изменения предоставляют возможность субъектам РФ проявлять большую самостоятельность и учитывать региональные особенности ведения деятельности.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Норма отсутствовала

П.п.1.1) п.8 ст.346.43 НК РФ в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 настоящей статьи;

 

16. С 1 января 2015 г. вводится новое основание для отказа в выдаче патента. С этой даты в заявлении на его получение должны быть заполнены обязательные поля. В противном случае заявителю откажут. Соответствующее изменение будет внесено в п. 4 ст. 346.45 НК РФ (пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ)

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Норма отсутствовала

П.п.5) п. 4 ст.346.5 НК РФ незаполнение обязательных полей в заявлении на получение патента.

 

17. Из общего правила п. 11 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев при наличии следующих оснований, предусмотренных новым п. 11.1:

- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, которая свидетельствует о нарушениях законодательства о страховых взносах плательщиком и требует дополнительной проверки;

- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

- проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

- непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, необходимых для проведения проверки.

До 2015 года

С 1 января 2015 года

Норма отсутствовала

П.11.1.ст.35 ФЗ № 212-ФЗ Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:

1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

а) четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

б) десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ)

 

18. В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, которые временно пребывают на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.

С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

До 2015 года

С 1 января 2015 года

П.1. ст.7 ФЗ № 167-ФЗ Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года:

П.1. ст.7 ФЗ № 167-ФЗ  Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации:

Анализ вышеперечисленного позволяет сделать однозначный вывод о том, что нововведения в НК РФ усиливают контроль над предпринимательской деятельностью «в целом». Это выражается в расширении полномочий налоговых органов, увеличении сроков проведения проверок, в несколько усложненных процедурах отчетности, а также в ужесточении ответственности за неисполнение требований контролирующих органов.

Нововведения в Налоговый кодекс РФ всегда влекут за собой определенные трудности. Для бизнесменов они связаны, прежде всего, с приведением собственной деятельности в соответствие новым положениям данного нормативного акта. Нормы НК РФ весьма широки и дифференцированы, следовательно, для грамотной адаптации бизнеса, налогоплательщику следует заручиться поддержкой квалифицированных специалистов в этой области.

Вернуться к списку