Законодательство о банкротстве-2018. Новые сложности или положительные сдвиги?

2018 год принёс много нового в законодательные акты, так или иначе касающиеся вопроса банкротства. Часть нововведений касается процедуры в целом и имеет отношение ко всем участникам. Солидный пакет новаций затонул отдельную тему – банкротство застройщика, что понятно: повышенный общественный интерес к вопросу обманутых дольщиков влияет на внимание законодателя к этой проблеме, заставляя постоянно искать новые пути её решения.

Начнём этот обзор с положения, которое будет интересно многим кредиторам. 

1. Инициировать процедуру банкротства стало чуть сложнее, чем раньше. По крайней мере, это утверждение верно в отношении конкурсного кредитора, а также инициатора-работника (а равно и бывшего работника), которых приравняли в этом вопросе к конкурсному кредитору – кредитной организации. Теперь все перечисленные лица должны предварительно публиковать уведомление о своём намерении обратиться в судебные инстанции с иском о банкротстве.

Нельзя утверждать с уверенностью, для чего появилось данное нововведение. Существует предположение, что такое изменение продиктовано в первую очередь интересами кредитных организаций. Ранее они могли, конечно, инициировать процедуру, даже не имея решения суда о взыскании. Вместе с тем они обязаны были обнародовать свои намерения путём упомянутой публикации. Должник имел возможность подготовиться и начать самостоятельную инициацию процедуры. Теперь данная возможность отсутствует у обычных кредиторов, а банки пользуются приоритетом при подаче заявления о банкротстве своих должников.

2. Вызывающее много вопросов и проблем долевое строительство в очередной раз потребовало внимания государства. Среди всех нововведений стоит отметить особо появление Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства и учреждение компенсационного фонда.

Рассмотрим новации более детально.

1. Появился новый компенсационный фонд, финансы в который поступают от застройщиков. Размер взносов в первую очередь зависит от цены каждого договора. Пока что сумма взноса равняется 1,2% от суммы договора (процент может быть уменьшен или увеличен законодателем, однако такой пересмотр возможен не чаще 1 раза в год).

Управление фондом возложено на ППК "Фонд защиты граждан – участников долевого строительства".

Данный фонд создаётся для выплаты компенсаций дольщикам, не дождавшимся завершения строительства в связи с банкротством застройщика, или для проведения мероприятий по выполнению обязательств, взятых на себя застройщиком – т.е. непосредственно для доведения всех необходимых работ до стадии готовности.

2. Благодаря взносам в упомянутый выше фонд дольщики получают дополнительные возможности:

  • конкурсный управляющий вправе начать поиск нового исполнителя для завершения стройки.

  • в компетенцию собрания участников долевого строительства включено принятие решения о получении возмещения от Фонда для доведения стройки до стадии готовности (с ограничениями по финансированию, максимум – 120 кв.м. строящегося жилья).

  • солидарно с вышеуказанным возмещением требования по исполнению обязательств по застройке можно погасить ещё тремя путями – передачей объекта, жилых помещений или выполнения обязательств другим застройщиком.

  • решения по объекту принимаются 3/4 голосов тех участников, чьи требования непосредственно касаются указанного объекта.

Эти изменения позволят дольщикам снизить финансовые риски благодаря новой организации – компенсационному фонду, позволяющему расширить возможности компенсаций и повысить вероятность завершения строительства даже в нередком на сегодняшний день случае банкротства застройщика.

3. Изменился порядок предъявления претензий. Теперь эта процедура выглядит так:

  1. Управляющий направляет уведомления всем заинтересованным лицам, т.е. участникам строительства;

  2. В течение трёх месяцев с момента, обозначенного в п.1, управляющему направляются требования;

  3. Спустя три месяца с обозначенного в п.1 момента реестр закрывается.

Требования о передаче жилых помещений включаются в отдельный реестр в течение тех же трёх месяцев с момента получения уведомления, а если по каким-либо уважительным причинам указанный срок дольщиком пропускается, то с восстановлением сроков поможет обращение в арбитражный суд.

Существенное отличие от ранее действовавшей редакции Закона – до 01.01.2018 г. требования включались в реестр исключительно на основании определения суда. Понятно, что это положение самым негативным образом сказывалось на сроках – сотни участников строительства должны были обращаться в арбитраж, дожидаться определения и только после этого продолжать процедуру банкротства застройщика.

Теперь законодатель устранил лишнюю бюрократию: вопрос включения требований в реестр рассматривает арбитражный управляющий.

Арбитражный суд привлекается к этой процедуре только в том случае, если между управляющим и участником строительства возникает спорная ситуация.

4. Устранены неясности и противоречия и в вопросе привлечения денежных средств, необходимых для завершения строительства. С 01.01.2018 г. мероприятия по достройке проводятся за счёт средств Фонда или же кредитных средств, полученных застройщиком из бюджета Фонда или иных лиц.

5. Законодатель ввёл требование для арбитражных управляющих, привлекающихся к процедуре банкротства застройщиков: эти должностные лица должны быть аккредитованы при Фонде защиты прав граждан. Порядок аккредитации утверждён отдельным приказом Минэкономразвития России. 

6. Сам порядок банкротства для застройщика также претерпел значительные изменения. Так, из стандартной процедуры исключены стадии наблюдения и финансового оздоровления. Первым номером идёт конкурсное производство, а если обнаруживаются свидетельства, говорящие о вероятности восстановления платёжеспособности, то возможен переход к внешнему управлению.

По поводу такого нововведения до сих пор не утихают споры. Законодатель фактически лишил застройщика шанса на восстановление платёжеспособности во время проведения наблюдения. Такой подход даёт основания ожидать рост различных злоупотреблений, например, рейдерских захватов бизнеса. Кроме того, если принять в расчёт статистические данные (сведения, полученные от Судебного департамента при ВС РФ), то становится очевидным, что в 2018 году около 15% дел о банкротстве прекращались на стадии наблюдения. Временная отсрочка во многих случаях позволяла должнику найти дополнительное финансирование и погасить первоочередные долги. Таким образом, удаление процедуры наблюдения снижает вероятность положительного завершения дела для застройщика. Начало процедуры банкротства фактически означает для застройщика моментальную и полную потерю контроля над бизнесом и финансовой ситуацией в целом.

Если же говорить о положительной стороне этих нововведений, то нельзя не упомянуть о значительном сокращении временных затрат. Несомненно, это солидный плюс для дольщиков, кредиторов и прочих участников строительства.

Итак, подводя итоги по всем перечисленным выше изменениям, произошедшим с российским законодательством о банкротстве застройщика, стоит отметить особо два самых важных момента:

1.     Сократился срок процедуры в целом благодаря исключению стадии наблюдения и передаче некоторых полномочий от суда к арбитражному управляющему.

2.     Дольщики получили дополнительные возможности по удовлетворению своих требований – появились варианты по достройке, взносы в компенсационный фонд и т.д.

Стоит надеяться, что дальнейшие шаги законодателя в сфере регулирования интересов участников долевого строительства внесут ещё больше позитивных изменений и упростят жизнь как застройщикам, так и дольщикам.

Вернуться к списку